Крепеж для дорожного строительства: виды, особенности, требования
Метизы — небольшая деталь, которая играет важную роль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Болты, гайки, шпильки, анкеры обеспечивают надежное крепление опор освещения, информационных табло, стоек знаков, светофоров, барьерных и шумозащитных ограждений, элементов мостов. Правильно выбранные метизы — гарантия того, что дорожная конструкция выдержит постоянные вибрации от потока машин, воздействие ветра, дождя, снега, соли, температурные перепады, удары автомобилей при авариях. Использование же некачественного крепежа приводит как к нарушению сроков сдачи объектов, так и к катастрофическим последствиям: разрушению сооружений и угрозе безопасности всех участников движения. В статье расскажем о том, что нужно знать для выбора дорожных метизов. Публикация подготовлена для проектировщиков, специалистов технического надзора, работников снабжения, строителей.
Классификация
В дорожном строительстве нет универсального крепежа. Каждый вид метизов используется для решения одной специализированной задачи.
Анкерные крепления
Служат для закрепления конструкции на бетонной или асфальтовой основе. Выпускаются по ГОСТ Р 71447-2024, ГОСТ Р 58387-2024, ГОСТ Р 72018-2025. По способу фиксации в массиве основания делятся на две разновидности.
- Механические. Эти анкеры состоят из винта, втулки с прорезями, конусной гайки. Все компоненты изготовлены из прочной стали, выдерживающей на разрыв 500 МПа. Крепеж удерживается в предварительно просверленном в основании отверстии за счет сил трения: при вкручивании винта гайка распирает втулку. Механические анкеры ценятся за скорость установки и повторяемость результата. Они широко применяются для крепления ограждений, стоек и опор. Однако такие устройства чувствительны к марке бетона, близости края, наличию трещин в основе. Поэтому при сомнениях в качестве монтажа требуется проверка крепления на вырывание.
- Химические. Состоят из клеящей смолы, которую инжектируют в отверстие для последующей фиксации стальной резьбовой шпильки. Способ крепления не создает дополнительных напряжений в массиве основания. Этот вариант хорошо работает у кромок, в пустотелом или слабом материале, при реконструкции, а также при высоких нагрузках. Базовый регламент установки включает сверление, тщательную очистку отверстия продувкой и щеткой, дозирование клеящего состава, вращательную посадку шпильки, выдержку до набора прочности с учетом температуры основания. Преимущества химического анкера — универсальность относительно материала основания и высокая несущая способность.
Болты, гайки, шайбы
Эти крепежные элементы используются для сборки металлических конструкций. Для секций дорожных ограждений по ГОСТ 7802-81 (DIN 603) специально выпускаются болты, имеющие полукруглую форму головки и квадратный подголовок, который фиксируется в отверстии квадратной формы. Тем самым при затяжке гайки исключается проворачивание. Типоразмеры — от М5 до М24.
Для ответственных мостовых конструкций используются высокопрочные болтокомплекты HR (болт, гайка, шайба) с контролируемым преднатягом, обеспечивающие бессдвиговые соединения. Материал метизов выдерживает колоссальные статические и динамические нагрузки: предел прочности — от 800 МПа. Это позволяет уменьшать их массу и металлоемкость без потери жесткости, использовать меньший диаметр отверстий, сокращать число болтов. При этом пределу прочности обязательно должен быть не ниже, чем у соединяемых деталей. Также необходим учет гальванических пар для защиты от электрохимического разрушения. Все компоненты болтокомплекта, в том числе покрытие, должны производиться одним изготовителем, при этом не допускается их смешивать с другим крепежом.
Шайбы по ГОСТ 11371-78 (плоские) распределяют давление по опорной поверхности. Пружинные (ГОСТ 6402-70) предотвращают самоотвинчивание гаек. Косые шайбы по ГОСТ 10906-78 подкладывают под гайки или головки болтов для выравнивания прижима в швеллерах с уклоном полок.
Материалы и антикоррозионная защита
Влажная среда, противогололедные химические реагенты, перепады температур приводят к постепенному коррозионному разрушению метизов. Чтобы защитить дорожный крепеж из обычной конструкционной стали, поверхности покрывают цинком. Для особо агрессивных сред берут метизы из нержавейки.
Горячее цинкование
Технология обеспечивает барьерную и катодную защиту поверхности стали путем погружения в ванну с расплавленным цинком. Минимальное значение слоя этого металла по ГОСТ 52607-2006 должно быть более 30 мкм. Покрытие толщиной 45–65 мкм и выше обеспечивает долговременную работу дорожного крепежа в течение 20–30 лет и более.
Особенностью технологии является подготовка поверхности перед оцинковкой путем механической обработки. Используется очищенный цинк первой категории. Чтобы обеспечить свинчивание резьбовых соединений после горячего цинкования, профиль резьбы болта и гайки до нанесения слоя занижают на толщину покрытия. После остывания производят прогонку.
Следует отметить, что, в отличие от горячего цинкования, гальванический (холодный) метод неприменим для дорожных метизов. Его толщина 5–15 мкм обычно съедается коррозией за один сезон. Более того, недопустимо использовать в одном соединении крепежи с горячецинковыми и гальваническими покрытиями. При их контакте происходит водородное охрупчивание, что приводит к разрушению металла.
Термодиффузионное цинкование
Этот метод дает равномерный слой цинка. В результате металл качественно покрывает сложную геометрию. Однако такая пленка жестче, чем полученная горячим цинкованием, а также более хрупкая. Поэтому при выборе метизов с таким покрытием нужно внимательно оценивать условия эксплуатации: уровень вибраций, риски сколов от ударных нагрузок.
Нержавеющая сталь
Нержавеющий крепеж применяется при высокой солевой нагрузке, когда доступ для обслуживания ограничен, а последствия отказа узла — критичны. Класс А2 (304) подходит для обычной атмосферы. В сплаве А4 (316) дополнительно присутствует молибден. Он отличается стойкостью к коррозии под воздействием антигололедных реагентов и солей. Для сильноагрессивных сред берут сплавы А5.
Механические свойства и маркировка: читаем паспорт
Углеродистая и легированная сталь
Обозначения 5.8, 8.8, 10.9, 12.9, нанесенные на головке болта, отражают его способность сопротивляться нагрузкам. Например, 5.8 означает, что величина напряжения, при котором разрушается метиз, составляет 5 х 100 = 500 МПа, а предел текучести или начало его пластической деформации наступает при значении 0,8 х 500 = 400 МПа.
Практические ориентиры таковы:
- 5.8 — второстепенные соединения;
- 8.8 — основная масса дорожных креплений, стойки, ограждения;
- 10.9 и 12.9 — мосты и важные конструкции.
Нержавейка
Помимо прочности, для дорожного крепежа важна коррозионная стойкость. Здесь приоритет у нержавейки. Ее обозначение сочетает тип сплава и класс прочности: А2-70, А2-80, А4-70, А4-80. Первый символ (А2, А4) характеризует коррозионную стойкость. Второй умножением на 10 превращается в значение предела прочности: 70 х 10 = 700 МПа и 80 х 10 = 800 МПа.
Нормативные требования: матрица стандартов дорожного крепежа
При комплектации проекта руководствуются действующими документами:
- ГОСТ ISO 898-1-2014 — механические характеристики;
- ГОСТ 11371-78, ГОСТ 6402-70, ГОСТ 10906-78 — шайбы;
- ГОСТ Р 71447-2024, ГОСТ Р 58387-2024, ГОСТ Р 72018-2025 — анкеры;
- ГОСТ 1759.0-87 и ГОСТ 1759.4-87 — метрическая резьба;
- ГОСТ 32839-2014 — ограждения;
- СП 70.13330.2012 — порядок сборки и контроля болтовых стыков;
- ГОСТ 9.307-2021 — горячее цинкование;
- ГОСТ 7802-81 — дорожные болты;
- ГОСТ 32484.3-2013 — болтокомплекты.
Нормативы постоянно обновляются. Перед закупкой и установкой нужно проверить актуальность редакций стандартов.
Входной контроль, испытания и приемка
Для каждой партии метизов нужно запросить у изготовителя сертификаты и паспорта с характеристиками, сверить маркировки и клейма. Проводится визуально-измерительный контроль, который включает проверку состояния покрытия, отсутствия дефектов, полноты резьбы, фактической толщины цинка. Для ответственных конструкций проводится тестирование метизов неразрушающими методами (ультразвуком, магнитопорошковой и капиллярной диагностики) для выявления трещин и внутренних каверн. Механическими испытаниями на разрыв подтверждается класс прочности.
Алгоритм выбора
Дадим короткий порядок действий, который помогает избежать ошибок при подборе крепежа.
- Нагрузка. Определяем типы и значения сил и моментов из проекта: статические, переменные, ударные.
- Среда. Оцениваем условия эксплуатации (соли, влага, реагенты).
- Основание. Обращаем внимание на плотность, марку прочности, морозостойкость, склонность к трещинообразованию материала основы.
- Антикоррозионная защита. Для конструкционных сплавов берем горячий цинк, для особо агрессивных сред используем нержавейку.
- Класс прочности. Берем из спецификации.
- Изготовитель. Поставляемые метизы должны сопровождаться протоколами, подтверждающими проведенные испытания.
Завод «КЕРН» производит разнообразный крепеж в соответствии с нормативными документами. Мы готовы подобрать из наличия или оперативно изготовить и поставить на ваш объект требуемый объем дорожных метизов.





