Основные виды хомутов
Хомут представляет собой крепежный элемент в виде кольца, U-формы или J-формы, который служит для прочной фиксации трубопроводов, шлангов, гибких рукавов, кабельных разводок. Изделия с резиновой прокладкой часто применяют для временного ремонта систем водоснабжения и отопления, когда нужно быстро устранить протечку.
Крепеж широко используется в производственной сфере, строительстве, автомобилестроении и многих других отраслях. Популярность хомутов объясняется высокой надежностью, доступностью, удобством монтажа, универсальностью, большим разнообразием видов и вариантов исполнения. Ниже мы рассмотрим основные разновидности крепежных элементов и расскажем, какие задачи они решают.
Стяжные хомуты для крепления и ремонта
Крепежные элементы можно условно разделить на две группы. Изделия первой группы имеют переменный размер, а второй — постоянный.
К первой категории относятся такие хомуты:
- сантехнические. Их также называют трубными. Предназначены для герметичного соединения труб, но могут применяться и для крепления. Например, с их помощью трубы фиксируют на поверхности стен, полов и потолков;
- силовые. Отличаются усиленной конструкцией и увеличенной прочностью. Применяются в условиях высоких нагрузок и давлений. Чаще всего с их помощью герметизируют толстостенные рукава и жесткие шланги;
- червячные. Наиболее распространенная разновидность хомутов. Их используют не только в промышленности, но и в быту. У изделий простая конструкция, состоящая из перфорированной ленты и винта, который регулирует диаметр;
- проволочные. Предназначены для надежного крепления труб, толстостенных шлангов, фасонных элементов;
- нейлоновые стяжки. Очень простые и удобные в использовании изделия. Применяются при работе с тонкими шлангами, дренажными отводами, топливными фильтрами. Монтировать их можно даже в труднодоступных местах.
Хомуты с постоянным диаметром бывают следующих видов:
- ушные неразборные. Предназначены для одноразового применения при соединении трубопроводов, в которых жидкость движется самотеком;
- пружинные. Используются преимущественно в автомобильной отрасли, а также для крепления элементов систем вентиляции и кондиционирования;
- защелки;
- U и J-болты. Применяются для крепления различных трубопроводов (газ, вода) или кабелей к несущим основаниям. Применяются как в составе опор (например, по ОСТ 36-146-88), так и отдельно, для крепления труб к имеющимся основаниям (уголки, швеллеры и т. д.). В зависимости от условий эксплуатации, поставляются оцинкованными (гальванический цинк, ТДЦ) или из коррозионно-стойких сталей. Изготавливаются по ГОСТ 24137-80 или в соответствии с проектом;
- для крепления к имеющимся основаниям или соединения между собой элементов прямоугольного/квадратного сечения применяют хомуты П-образной формы. Например, крепление оборудования к бетонным столбам или крепление балок (швеллер, двутавр) при монтаже. Технические требования к таким хомутам, как правило, закладывает конструктор при проектировании.
Производятся хомуты в основном из оцинкованной или нержавеющей стали, пластика. Есть модели полностью из одного материала и комбинированные из двух и более. Например, стяжная лента может быть из нержавеющей стали, а замковый элемент — из оцинкованной. Все материалы для хомутов характеризуются высокой коррозионной стойкостью. Благодаря этому изделия не разрушаются под воздействием влаги и активных химических соединений.
Виды опор хомутового типа
Хомутовые опоры применяются для фиксации технологических трубопроводов. Их рабочий диаметр варьируется от 57 до 630 мм. Они рассчитаны на воздействие температур до +450 о С и давлений до 10 МПа. Опоры могут быть:
- стационарными и подвижными;
- корпусными и бескорпусными.
Производятся хомутовые опоры из углеродистых сталей 3сп5, ст10, ст20, 09г2с и других марок с обязательным антикоррозионным покрытием. Благодаря этому изделия можно эксплуатировать в агрессивных средах. Хомутовые опоры устанавливаются на твердые основания. Их не рекомендуется применять на пучинистых грунтах, а также в местах с повышенной сейсмической активностью и районах вечной мерзлоты.
Хомуты для пыльников ШРУСов
Пыльник — очень важная деталь, которая защищает шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) автомобиля от загрязнений и препятствует удалению смазки. Для крепления пыльника применяются металлические хомуты, которые обычно поставляются с ним комплекте. Крепеж выглядит как перфорированная или сплошная лента с замковым механизмом. Чтобы обеспечить надежную фиксацию, затяжку хомута следует выполнять специальным инструментом.